С началом нового учебного года дети сталкиваются с высокой умственной нагрузкой. Помимо интенсивного обучения в классе, школьники часто посещают различные секции и кружки. Такой режим может стать излишне интенсивным для ребенка. Какой уровень нагрузки оптимален для школьников и как избежать переутомления? Рассмотрим в этой статье.
Проблема высоких нагрузок школьников — почему о ней говорят все чаще?
Первоклассники, только пришедшие в школу, сталкиваются с большой нагрузкой, которая может стать настоящим испытанием. Занятия в классе и домашняя работа отнимают много времени. А ведь помимо них есть личные увлечения и различные дополнительные занятия.
Нормы учебной нагрузки детей в школе, максимальная нагрузка
Нагрузка в школьные годы на детей велика, но есть периоды, когда она становится более высокой. В начале обучения ученики проходят через адаптацию в школе. А в течение учебного года они сталкиваются с различными активностями: знакомство с новым коллективом, контрольные работы, экзамены. Кроме того, нагрузка на школьников имеет свои нормы. Рассмотрим данные нормы и максимальный порог загруженности детей.
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, объём максимально допустимой нагрузки зависит от класса учащегося [1, C. 1]:
- первый класс: четыре урока, допускается пять, но только один раз в неделю;
- со второго по четвёртый класс: пять уроков в день, допускается и шестой, но только один раз в неделю.
Помимо школьных занятий дети посещают различные секции и кружки. На этот случай тоже предусмотрена норма и она составляет не более 10 часов, независимо от продолжительности учебной недели.
Причины и признаки утомления и переутомления школьника
Для начала разберёмся, что такое утомление и переутомление. Утомление — это следствие напряжённой и длительной работы, влияющее на психологическое и физиологическое состояние. Переутомление — это длительное утомление вследствие отсутствия отдыха; состояние, опасное для здоровья.
Родители могут не обратить внимания на то, какая нагрузка свалилась на плечи ребёнка в начале обучения в школе, но они точно заметят изменения в его поведении. Тревожными звоночками могут стать:
- снижение иммунитета, вследствие чего ребёнок болеет чаще;
- снижение работоспособности, не только умственной, но и физической;
- рассеянность и забывчивость;
- нарушение сна и аппетита;
- постоянная усталость;
- резкая и частая смена настроений.
Причин, вызывающих утомление и переутомление, довольно много. Их можно разделить на три основные группы: физиологические, социальные и психологические. Рассмотрим каждую из них:
- физиологические:
- несоответствие учебной нагрузки и возможностей детского организма;
- заболевания, влияющие на скорость утомления от какой-либо деятельности;
- побочные эффекты от принимаемых лекарственных препаратов;
- несоблюдение ребёнком режима сна и бодрствования.
- психологические:
- частые стрессовые ситуации: процесс адаптации в школе, чрезмерная придирчивость родителей к результатам учёбы и т.д.
- социальные:
- переполненность классов детьми, затрудняющая учебный процесс. [2, C. 2].
Иногда причин, провоцирующих переутомление, может быть сразу несколько. Тогда признаки этого состояния у ребёнка проявляются быстрее и интенсивнее.
Как его можно предотвратить? Разберёмся в следующем разделе.
Профилактика утомления и переутомления у школьников
Предотвратить переутомление у ребёнка может помочь правильный режим дня [3, C. 1]. Рассмотрим, как его составить:
- Установите режим сна. Норма для учащихся с первого по четвертый класс составляет 10–10.5 часов. Первоклассникам также рекомендован 2-х часовой дневной сон.
- Следите за питанием учащегося. Еда должна быть разнообразной и полезной, богатой витаминами и питательными веществами. Для перекуса или полдника вне дома может подойти питание Ресурс Клинутрен® Юниор, которое может заменить полноценный прием пищи в 250–300 ккал.
- Подберите для ребёнка подходящую программу физических нагрузок.
- Не забывайте об отдыхе. После длительной умственной нагрузки необходима прогулка, ведь смена деятельности и обстановки поможет расслабиться и перевести дух.
Как правильно выполнять домашнее задание?
Обычно в первом классе выполнение домашнего задания не занимает много времени, но начиная со второго года школы его объем становится всё больше. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, время на выполнение домашней работы не должно превышать следующие показатели [4, C. 1]:
Класс | Затраты времени |
---|---|
1–3 классы | 1–1,5 ч |
4–5 классы | 2,0 ч |
Каждый ребенок индивидуален, разным детям может потребоваться неодинаковое время на выполнение домашнего задания. Однако, родителям стоит следить за тем, чтобы не превышались эти нормы.
Также мамам и папам важно правильно организовать рабочее место для школьника. Свет необходимо выставить так, чтобы он не бил в глаза и падал слева (если ребёнок левша — справа). Соотношение высоты стола и стула тоже должно быть оптимальным, ведь от этого напрямую зависит осанка школьника [3, C. 1]
В первые годы обучения умственная нагрузка на детей сильно возрастает. Поэтому родителям в этот период стоит особенно внимательно следить за состоянием ребёнка. Важно постараться организовать его режим так, чтобы школьник не перенапрягался во время учёбы и успевал полноценно отдыхать. Это поможет предотвратить утомление и переутомление.
Ссылки на источники
- О допустимой учебной нагрузке в школе. Ссылка: https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/332098
- Статья «Профилактика утомления обучающихся в школе». И. В. Мереченкова, С. В. Догадина, Г. А. Чернышева (2014). Журнал научных статей «Здоровье и образование в 21 веке». Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-utomleniya-obuchayuschihsya-v-shkole
- О рекомендациях по режиму дня для школьников. Ссылка: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=15398
- О рациональном режиме дня для учащихся и определении качества школьных ранцев. Ссылка: https://www.rospotrebnadzor.ru/activities/recommendations/details.php?ELEMENT_ID=12534