Большинство детей ведут подвижный образ жизни. По мере их взросления родители задумываются о том, чтобы направить их нескончаемую энергию на правильные и полезные для здоровья занятия. Какие физические нагрузки подойдут детям от 4 до 8 лет и какие продукты следует включить в их рацион — рассмотрим в статье.
Физические нагрузки для детей: нормы и влияние на организм
Физическое развитие ребенка — неотъемлемая часть его взросления. Доказано, что спорт улучшает здоровье ребенка, способствует умственной активности [1, C. 20].
Всемирная организация здравоохранения рекомендует нормы физической активности для детей в зависимости от возраста.
Для детей 3–4 лет:
- Не менее трех часов в сутки нужно отводить на физическую активность разной интенсивности, из них не менее часа на очень энергичные и подвижные упражнения и игры;
- Не допускать, чтобы ребенок засиживался на одном месте более одного часа;
- Ограничить время, проведенное перед экраном до 1 часа в день;
- Обеспечить 10–13 часов качественного сна, включая дневной сон.
Для детей 6–11 лет:
- Заниматься физкультурой не менее одного часа в день на протяжении всей недели, преимущественно с аэробной нагрузкой;
- Минимум 3 раза в неделю делать упражнения высокой интенсивности, укрепляющие скелетную мускулатуру;
- Рекомендуется ограничить время, проводимое сидя и лежа, особенно у экранов телевизора и компьютера. [2, C. 3]
Питание ребенка при занятии спортом
Питание детей, занимающихся спортом, должно быть максимально сбалансированным и включать белки, жиры и углеводы. Белок при физической нагрузке необходим для поддержания здоровья скелетно-мышечной системы. Углеводы при высоком уровне активности являются важным источником энергии. Жиры также должны присутствовать в достаточных количествах. Они выполняют роль пластического материала, входят в состав всех клеток и тканей организма. [3, C. 132]
Для того, чтобы в течение дня обеспечить потребности в энергии и питательных веществах у детей с высоким уровнем физической активности, следует внимательно относиться к режиму питания ребёнка, соблюдая разнообразие и сбалансированность его рациона по питательным веществам. При плотном расписании организовать сбалансированный прием пищи вне дома может быть непросто. Можно предложить ребенку взять с собой Ресурс Клинутрен® Юниор — продукт полноценного сбалансированного питания, который способствует поддержанию полноценного роста и развития ребенка в том числе в период высоких нагрузок. Одна порция продукта Ресурс Клинутрен® Юниор содержит 28 витаминов и минералов, белки, жиры и углеводы в правильном соотношении и может заменить полноценный прием пищи на 250-300 ккал перед спортивной секцией.
Каким спортом можно заняться ребенку-дошкольнику
Прививать интерес к спорту можно с самого раннего возраста. Это поможет развить мышцы и в целом укрепить здоровье ребенка. По рекомендациям ВОЗ дошкольникам необходимо не менее двух часов физической активности в день. Начиная с 4–5 лет уже можно приобщать ребенка к систематическим занятиям. При выборе вида спорта стоит учесть особенности состояния его здоровья и конституцию, его характер и темперамент.
Спортивные занятия для детей 4–6 лет
Для дошкольников могут подойти спортивные направления с упором на гибкость, пластичность, скорость реакции, а также социальное взаимодействие: гимнастика, акробатика, футбол, хоккей, фигурное катание, восточные единоборства, теннис.
Следует помнить, что в дошкольном возрасте занятия должны быть строго дозированными. Чрезмерные тренировки могут утомить ребенка, нарушить режим сна и бодрствования. Чтобы избежать переутомлений, нужно обсудить нагрузки с тренером и подобрать оптимальный режим.
Занятия спортом в младшем школьном возрасте
Кроме уроков, связанных преимущественно с умственной активностью, ребенок в школе начинает регулярно ходить еще и на физкультуру. Многим детям бывает сложно привыкнуть к новому расписанию и работе в команде. Важно помочь школьнику привыкнуть к систематическим нагрузкам. Интересуйтесь, какие упражнения больше всего нравятся детям, а какие вызывают сложности. Попробуйте по возможности повторить школьные упражнения вместе с ребенком.
Спортивные занятия для детей 7–10 лет
Школьники проводят много времени сидя за столом, поэтому при выборе секций можно отдать предпочтение тем видам спорта, которые бы укрепляли опорно-двигательный аппарат. Например, плавание, гимнастика, велоспорт, ходьба на лыжах. Кроме того, для детей младшего школьного возраста подойдут продолжительные физические нагрузки, направленные на развитие скорости и ловкости. Это может быть баскетбол, гребля, конный, горнолыжный или конькобежный спорт. [4]
Почему ребенку важно заниматься спортом
Спорт помогает детям развиваться гармонично. Благодаря физической активности укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается кровообращение, лимфоотток, работа нервной, эндокринной и иммунной систем. При регулярных тренировках детский организм учится справляться с нагрузками, повышается его выносливость и устойчивость к заболеваниям. [5, C. 4]
Как заинтересовать ребенка заниматься спортом
Существует множество способов вызвать у ребенка интерес к физической культуре. Если ему не нравится заниматься в зале с педагогом, предложите ему более динамичные виды активности на свежем воздухе — например, совместную езду на велосипеде. Не перегружайте ребенка; помните, что для детского организма нагрузки наравне со взрослыми могут быть слишком интенсивными и утомительными. Начните с легких утренних зарядок. Не навязывайте ребенку определенный вид спорта — позвольте ему выбрать, пусть попробует разные виды физической активности. Мотивируйте ребенка, приведите в пример выдающихся спортсменов, покажите видео и расскажите о достижениях. Не забывайте хвалить детей и отмечать их успехи, пусть даже самые незначительные — дети с благодарностью воспримут вашу поддержку.
Ссылки на источники
- А. А. Простяков, А. М. Спирин, Е. Ю. Козенко (2020). «Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга». Интерактивная наука, 19-21. DOI 10.21661/r-519482. Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-regulyarnyh-zanyatiy-sportom-na-rabotu-mozga/viewer
- Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор [WHO guidelines on physical activity and sedentary behaviour: at a glance]. Женева: Всемирная организация здравоохранения
- О. О. Борисова, Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации. Учебно-методическое пособие. — М.: Советский спорт, 2007.
- Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов, Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: ACADEMA, 2003.
- Шутьева Е. Ю., Зайцева Т. В. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 4 (апрель). — С. 83–88. — URL: https://e-koncept.ru/2017/170084.html