Опубликовано: 5 ноября 2023г.

Почти каждый родитель сталкивался с тем, что у ребенка может быть плохой аппетит. Прежде чем переживать на этот счет, необходимо разобраться в истинных причинах отказа от еды и понять, какую норму калорий и питательных веществ должен потреблять ребенок.

Сколько должен есть ребенок? Точно ли ваш ребенок мало ест?

Оптимальная суточная норма калорийности приемов пищи для детей от 3 до 6 лет должна составлять 1800 килокалорий, а для детей от 7 до 10 лет около — 2100 килокалорий¹. Из них 25% должно приходиться на завтрак, 35% — на обед, 30% на ужин и ещё 10% — на дополнительные приемы пищи и перекусы¹. Главный показатель правильного сбалансированного питания — не количество съеденного, а наличие в еде питательных веществ для удовлетворения суточной потребности.

Причины плохого аппетита у ребенка

Причины отказа от еды у ребенка могут быть самые разнообразные. Разберемся, в каких случаях действительно стоит обратить внимание на плохой аппетит, как на проблему.

Порой дети отказываются от приема пищи в силу некоторых обстоятельств, таких как простудные заболевания, нарушения режима сна и отдыха, повышенное увлечение играми. Иногда ребенок не ест, так как в процессе взросления учится отстаивать свое право на выбор продуктов².

Кроме того, иногда у детей вызывает неприязнь определенная категория продуктов. Например, некоторые дети не едят молочные продукты из-за запаха, а кому-то не нравится внешний вид продукта.

Задуматься о причинах отказа от еды и обратиться к врачу стоит, если ребенок не набирает вес согласно возрастной норме или теряет его. В этих случаях нужно посоветоваться с педиатром, который назначит обследования и выявит причину.

Особенности плохого аппетита у детей 3-6 лет

Возраст от 3 до 6 лет считается периодом становления и знакомства ребенка с семейным столом. Привыкнуть к новой пище бывает сложно, иногда дети предпочитают однообразную еду (макароны, картофель) и отказываются пробовать новые незнакомые блюда. Причиной снижения аппетита также может быть замедление роста ребенка в сравнении с первыми годами жизни. Из-за снижения скорости роста детям может хотеться есть намного меньше³.

Что делать, если ребенок не хочет есть в садике

Еще одной частой проблемой, с которой сталкиваются родители дошкольников — отказ от питания в детском саду. Непривычная обстановка и еда, отличающаяся от той, что готовит мама, могут сказаться на аппетите ребенка. Попробуйте прийти к общему мнению с воспитателем по этому вопросу. Попросите не заставлять ребенка есть всю предложенную еду, а позволить ему выбрать и съесть только то, что он захочет.

Особенности плохого аппетита у младших школьников 7-11 лет

Младший школьный возраст характеризуется переменами в питании детей. Родители уже не так сильно могут контролировать, что ест их ребенок, поэтому дети часто пропускают приемы пищи или просто перекусывают на ходу.

Что делать, если ребенок плохо ест в школе

Если ребенок не хочет есть в школьной столовой, необходимо обеспечить его полноценным завтраком и позаботиться о перекусе в перерывах между занятиями. Можно обсудить с ребенком, какой перекус его бы устроил и найти компромисс в выборе полезных и вкусных продуктов.

Что делать при плохом аппетите, надо ли заставлять есть, и как накормить ребенка, если он отказывается

Если у ребенка нет проблем со здоровьем, но он отказывается от еды, нужно пересмотреть подход к организации питания. Порой родители заставляют детей есть, применяя методы, которые могут привести к риску появления нарушений пищевого поведения.

  • Не используйте фразы-мотиваторы, такие как «доешь — куплю игрушку», «доешь — дам конфету». Рано или поздно мотивация закончится, и ребенок может перестать есть с прежним аппетитом. Кроме того, ассоциация сладкого с наградой может в будущем закрепиться в пищевом поведении и вызвать тягу к злоупотреблению быстрыми углеводами, что может привести к развитию алиментарно-зависимых заболеваний.
  • Не заставляйте доедать до последней ложки, дайте ребёнку самостоятельно ощутить и определить степень сытости.
  • Старайтесь не включать ребенку телевизор или мультфильмы во время еды, чтобы он мог сфокусироваться на еде, почувствовать вкус и насыщение. Так вы приучите ребенка концентрироваться на еде, а не на отвлекающих факторах и обращать внимание на собственные сигналы о насыщении его организма, а не отвлекаться на другую активность и из-за этого съедать больше, чем необходимо.

Ребенок мало и плохо ест: как его накормить

Чтобы накормить ребенка, попробуйте увеличить количество совместных приемов пищи, когда за общим столом собираются и едят все члены семьи. Ребенок увидит, что взрослые также с удовольствием едят предложенную еду, и это может помочь ему попробовать новые для него блюда, которые он отказывался есть ранее.

Постарайтесь, чтобы время трапезы было приятным, без принуждения и негативных эмоций. Позвольте ребенку понять, когда он сыт и нужно остановиться интуитивно, а не по степени опустошения тарелки⁵. Предложите поучаствовать в составлении меню, сходите вместе с ним за продуктами и приготовьте блюдо.

Предложите ребенку разные варианты перекусов. Например, продукт Ресурс Клинутрен® Юниор в банке и бутылочке — полноценное сбалансированное питание, которое может помочь покрыть потребность организма в белках, жирах и углеводах одновременно⁶. Ребенок может выбрать продукт со вкусом шоколада, клубники или ароматом ванили. Продукт поможет утолить чувство голода и может помочь обеспечить ребенка витаминами, минеральными веществами, жирными кислотами Омега-3 и Омега-6.

Ссылки на источники

  1. МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Гигиена. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021).
  2. Е.В. Павловская. Избирательный аппетит у детей // Вопросы современной педиатрии /2013/ Том 12/ № 6.
  3. Cathey, Mary & Gaylord, Nan. (2004). Picky Eating: a Toddler’s Continuing Approach to Mealtime. Pediatric nursing. 30. 101-7.
  4. А. Ситнова «PRO питание детей. Без слез и уговоров» // С. 23-30.
  5. Birch, L. L., & Marlin, D. W. (1982). I don’t Like It; I Never Tried It: Effects of Exposure on Two-year-old Children’s Food Preferences. Appetite, 3(⁴), 353–360.
  6. Методические рекомендации МР 2.3.1.0253–21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

Узнайте ответы экспертов Nestlé
на часто задаваемые вопросы